museum_1812 (museum_1812) wrote,
museum_1812
museum_1812

Categories:

Последний полет Григория Соколова



За несколько недель до начала Великой Отечественной войны издательство «Искусство» выпустило агитационный плакат художника Н. Долгорукова, пропагандирующий подвиги «сталинских соколов».
Сцена боя была снабжена портретом лётчика-героя и пояснительным текстом о «Подвиге Героя Советского Союза Григория Соколова» во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.


Фрагмент плаката «Подвиг Героя Советского Союза Георгия Соколова». Худ. Н. Долгоруков, 1941 г.


Фрагменты наградного листа Г.М. Соколова с представлением его к званию Герой Советского Союза, 1940 г. (pamyat-naroda.ru, warspot.ru).

Cо своей стороны финны в тот день подтвердили потерю лишь одного самолета - погибшим оказался датский доброволец, лейтенант Эрхард Краг-Юэль-Винд-Фрийс. Он был сбит около станции Хейниоки, как раз там где Соколов и Козаченко вели свой бой.


И-16 (airaces.narod.ru). На таком истребителе Г.М. Соколов летал в период «зимней войны».

В несоответствии советских и финских данных о количестве уничтоженных самолетов не было ничего необычного. В круговерти воздушных боев летчикам порой записывали на счет «сбитые», а в действительности поврежденные машины противника, вышедшие из боя и совершившие вынужденную посадку, или дотянувшие до своих аэродромов «на честном слове и на одном крыле».


Герой Советского Союза, капитан ВВС РККА Г.М. Соколов (moypolk.ru).

Соколов был родом из Смоленской губернии. И как и многих других советских парней его привлекала стремительно развивающаяся авиация. До советско-финляндского конфликта он уже успел отличиться в ходе гражданской войны в Испании, где за бои в небе над Гвадалахарой был удостоен ордена Красной Звезды. Позднее были бои на р. Халхин-Гол, где под ударами Красной армии «летели наземь самураи под напором стали и огня».

Знавшая Соколова по Испании переводчица Е.А. Паршина характеризовала его так:
«Он был хорошим товарищем и настоящим комсомольцем. Личное благополучие никогда не занимало его, он был очень скромным, трудолюбивым. Мне особенно нравилась в нем правдивость, готовность придти на помощь товарищам, горячее стремление участвовать в боях, мужество и необыкновенное трудолюбие. Он всегда был тщательно причесан, подтянут и в полной форме, не позволял себе ходить с расстегнутым воротом, был неизменно веселым и бодрым, даже когда приходилось не спать ночи. То, что ему присвоено звание Героя Советского Союза для меня и его товарищей не было неожиданностью. В этом была своя закономерность. Он никогда не хвалился не прошлым, не будущем, и все таки мы его близкие и друзья были уверены, что он будет настоящим героем».

С первых дней Великой Отечественной войны Соколов в должности командира эскадрильи 24-го истребительного авиационного полка 6-го авиационного истребительного корпуса ПВО защищал подступы к Москве. К июлю 1941 г. полк был вооружен истребителями И-16 и ЛаГГ-3, базировавшимися на аэродромах под Вязьмой, Инютино и Спас-Лыкшино.


Истребитель ЛаГГ-3 из состава 24-го ИАП (waralbum.ru).

Свой роковой, последний полет Григорий Соколов совершил 21 июля 1941 года, когда вылетел на перехват неизвестного самолета. По рассказам очевидцев на земле слышали стрельбу за облаками, после чего горящий ЛаГГ-3 Соколова стал уходить от Малоярославца в сторону д. Ерденево, близ которой и упал. Возможно, летчик был убит или тяжело ранен еще в воздухе.

Вот как вспоминал тот день сослуживец Г.М. Соколова С.В. Щепров:
«21 июля 1941 года был хороший солнечный день, ничего не предвещало беды. В 6 часов утра все летчики сидели, шутили, читали газеты, ждали вылета. Где-то около 8 часов утра в безоблачном небе появился самолет зеленой пятнистой окраски без опознавательных знаков. Он держал курс на Москву. Советских летчиков очень заинтересовал этот самолет, они заметили странное поведение пилота. Самолет возвращался обратно. Григорий Максимович, командир штаба, был человеком веселым и жизнерадостным, а вместе с тем требовательным к себе и товарищам. Быстро поднявшись, он побежал к своему самолету. Не прошло пяти минут, как Соколов был уже в воздухе, махал крыльями самолета, приглашая того «сесть» на их аэродром. Но в ответ раздалась пулеметная очередь, пуля пробила бензобак, самолет загорелся и стал падать вниз. Григорий не мог выпрыгнуть, так как парашют не был надет. Гриша сидел на парашюте, новеньком, еще не распакованном. Все мы видели, как стремительно падал самолет. Только на следующий день мы нашли Григория Максимовича, выброшенного из самолета на землю. На аэродром Гришу привезли завернутого в тот самый парашют, который не смог оказать ему свою услугу. А потом мы хоронили нашего товарища на Малоярославецком кладбище».


С.В. Щепров на встрече с пионерами СШ №2 г. Малоярославец, 1960-е гг. (moypolk.ru).

Свидетелями гибели летчика были Н. Конькова и Н. Пяткова, перед войной проживавшие в д. Чернолокне под Малоярославцем. Вот что они рассказывали А.Э. Бауэру, создателю малоярославецкого «Полка Красных Следопытов»:
«Тринадцатилетними девочками гуляли мы на лугу, вдруг услышали в небе взрывы и увидели, что летит по косой линии, вниз горящий самолет. Упал он в четырех километрах, близ д. Ерденево. Когда подбежали к месту падения самолета, здесь было уже много жителей из соседних деревень. Самолет наполовину вошел в землю и еще горел. Обгоревший пилот был вырыт из земли уже мертвым. На всю жизнь запомнили его открытое мужественное лицо».

Из воспоминаний учителя из д. Ерденево М.Ф. Соломаха:
«Примерно в полдень 21 июля 1941 года услыхал я в небе пулеметную очередь. От Малоярославца стремительно мчался к нашей деревне самолет, оставляя за собой хвост черного дыма. Приблизительно в полукилометре от нас он врезался в лес. Все наши односельчане бросились туда, но вскоре остановились, так как в лесу раздавались выстрелы и взрывы. Я и один житель нашей деревни Молчанов попали в чащу леса. Когда мы приблизились, то увидали разбитый самолет, наполовину зарывшийся в землю. Кругом горел бензин, рвались боеприпасы. Когда перестали рваться патроны, мы подбежали к обломкам самолета. Провалившись ногой в рыхлую землю, я стал быстро рыть в этом месте и вскоре вытащил из ямы пилота. Он весь обгорел, и только карманы на груди остались целы. У меня сильно болели обгоревшие руки, но я все же достал из карманов все документы и узнал из них, что погибший был Героем Советского Союза, капитаном Соколовым Григорием Максимовичем. Тут стали подбегать люди, и пришла из Малоярославца автомашина. Тело летчика завернули в голубой шёлковый парашют и увезли в город. И в этот момент к месту падения самолета подбежал пилот с другого самолёта, видимо товарищ Соколова. Он выслушал наш рассказ, грустно посмотрел на разбитый самолет и ушел. Я проводил его к самолету, который он посадил в поле возле д. Локонское. Много лет прошло с тех пор, но я никогда не забуду этого случая, этой первой жертвы войны в наших краях».


Карта окрестностей Малоярославца с указанным местом падения Соколова.

Так же А.Э. Бауэру удалось найти свидетелей похорон Соколова — К.К. Савкину, И.А. Николаеву и М.В. Лунину:
«Обгоревшее изувеченное тело лежало в морге при больнице. Через два дня приехали представители воинской части, стоявшей тогда в городе, для участия в похоронах. Гроб был обит красной материей, на нем лежали цветы. За ним несли подушечки с орденами Ленина, Красной Звезды и звезды Героя Советского Союза. По дороге на кладбище к похоронной процессии присоединилось множество людей… Начался траурный митинг. От имени малоярославецких комсомольцев выступила медсестра Тамара Лихачева. Горячо говорила о бесстрашном летчике неизвестная женщина в военной форме. Когда гроб опускали в могилу, над городом прогремел троекратный ружейный салют».


Фрагмент приказа от 24 марта 1947 г. об исключении из списков ВС СССР офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести. Кроме другой даты гибели, у Соколова также указана должность комэска не 24-го, а 177-го ИАП (pamyat-naroda.ru, ЦАМО РФ).

По непонятным причинам позднее датой гибели Соколова указали не 21 июля, а 27 декабря 1941 г. Эта ошибка продолжает кочевать со страниц книг на просторы интернета. Был ли это чей-то умысел, или быть может при копировании документов и из-за невнимательности, распространенное в то время написание дат 21.VII.41 случайно превратились в 27.XII.41. - неизвестно. Характерно, что буквально через 10 часов после описываемых событий, в ночь на 22 июля был совершен первый немецкий авианалет на Москву.

Кем был сбит Соколов? Был ли это немецкий самолет-разведчик, или же командир эскадрильи стал жертвой дружественного огня. Почему произошла путаница с датой гибели? Увы, ответов мы не находим. Этот случай стал одним из многих трагических эпизодов, затерявшихся в огненном вихре Великой Отечественной войны.
Subscribe

  • C Днем Победы!

    С Днем Победы, дорогие друзья! Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Слава воинам Красной армии и труженикам тыла! Их подвиг…

  • К 200-летию кончины Наполеона

    200 лет назад на острове Святой Елены умер бывший император французов, полководец и завоеватель Наполеон Бонапарт - одна из самых знаменитых…

  • Первомай

    Дорогие друзья, поздравляем вас с Праздником Весны и Труда! Малоярославец наполнен не только отголосками военной истории, но и трудовым наследием…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments