Previous Entry Share Next Entry
«Литературная карта Малоярославецкого края»: Александр Твардовский
museum_1812
О проекте «Литературная карта Малоярославецкого края»:

«Василий Тёркин» Александра Твардовского, пожалуй, лучшее, что написано о войне в стихах. Произведение, собранное автором из солдатских высказываний на войне, и на солдатские же высказывания потом разобранное и разошедшееся в таком виде по войскам создавалось, в том числе, и на малоярославецкой земле.




В мае 1942 г. на находившуюся неподалеку от Малоярославца станцию Обнинское прибыл необычный состав - поезд-типография газеты Западного фронта «Красноармейская правда». В лесной просеке была проведена специальная железнодорожная ветка, поезд был отогнан в лес, и замаскирован срубленными деревьями, а летом состав, начиненный новейшей полиграфической техникой, уже был не виден в густом лесу. Типографские рабочие жили в поезде, корреспонденты – в палатках неподалеку. В литературном составе редакции в то время уже работали писатели Вадим Кожевников, Евгений Воробьев, Морис Слободской, Цезарь Солодарь. Летом 1942 в состав редакции был зачислен уже известный к тому времени поэт, лауреат сталинской премии Александр Трифонович Твардовский.



Работавший в редакции художник О. Верейский, ставший впоследствии близким другом поэта вспоминал:
«…Мы стояли тогда в густом лесу под Малоярославцем. Наши палатки были раскинуты под прикрытием деревьев, а неподалеку на железнодорожной ветке стоял замаскированный редакционный состав. И вот тут как-то в весенний день вылез из попутной машины молодой Твардовский. Едва он удалился, чтобы доложить о прибытии, все принялись обмениваться первыми впечатлениями. Кто-то очень точно сказал о его внешности: «Помесь красной девицы с добрым молодцем» … И хотя многие из нас, сотрудников фронтовой газеты, не читали еще ни "Отцов и прадедов приметы...", ни "Песни о полковом знамени", а некоторые даже и "Страны Муравии", слава тридцатидвухлетнего поэта докатилась до нас задолго до знакомства с ним. Мы ждали его с нетерпением. Многие из служивших в редакции знали Твардовского по финской войне, но и те, кто, как оказалось потом, не видели его ни разу, рассказывали массу удивительных и маловероятных подробностей его биографии, характера, быта: такова – увы! – оборотная сторона известности <...> Он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил расправив плечи, мягко и пружинно ступая, отводя на ходу локти, как что часто делают борцы. Военная форма очень шла к нему. Мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподымались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость. Несмотря на удивительную молодость, он выглядел и держался так, что никому и в голову не приходило на первых порах называть его Сашей, как это было принято у нас и как некоторые уже звали его за глаза задолго до первой встречи».



Твардовский жил в пятиместной брезентовой палатке, стоявшей в березовом лесу. Он любил работать по утрам, никогда не писал на людях, вставал раньше всех и уходил в лес, усаживался на пень, опрокинутый ящик или поваленное дерево, клал на колени планшет и сосредоточенно работал. В лесу в окрестностях Малоярославца одна за другой рождались главы «Василия Теркина».



Однажды корреспонденты редакции собрались в полутемном от маскировки редакционном салон-вагоне и Твардовский стал читать им первые, еще нигде не публиковавшиеся главы "Василия Теркина", которые он привез с собой. Первая публикация «Тёркина» состоялась в газете «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года. Иллюстратором выступил О.Г. Верейский, шедший в своем творчестве «как бы параллельно со стихами», сохраняя в рисунках «конкретность и времени, и места действия».

?

Log in